РГСУ: Заседание секции «Механизмы формирования и воспроизведения бездомности» научно-практической конференции «Социально-правовые проблемы бездомности в России»
ОТКЛЮЧИТЬ ИЗОБРАЖЕНИЯ: ШРИФТ: A A A ФОН: Ф Ф Ф Ф
Версия для слабовидящих Обычная версия
+7 (499) 357-09-29 (Приёмное отделение)
+7 (903) 720-15-08 (Диспетчерская)
+7 (499) 357-01-80 (Диспетчерская)
112

ГКУ ЦСА имени Е.П. Глинки

ДЕПАРТАМЕНТ ТРУДА И СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ НАСЕЛЕНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ

МЕНЮ

В работе секции приняли участие исследователи и практики, которые обменялись идеями, опытом, предложениями в сфере изучения общественных, экономических, психолого-педагогических, правовых механизмов бездомности.

Модератором секции выступила декан факультета социальной работы РГСУ, д-р пед. наук, профессор Сизикова Валерия Викторовна. Она открыла заседание секции, поприветствовав участников и проинформировав их о регламенте работы секции. Валерия Викторовна во вступительном слове обозначила вопросы актуальности обсуждения механизмов формирования и воспроизведения бездомности в современном мире.

Первым докладчиком секции стала Семенова Екатерина Юрьевна, Уполномоченный по правам человека в Московской области. Екатерина Юрьевна уже долгое время занимается решением вопросов защиты прав бездомных. Она рассказала о Концепции совершенствования деятельности некоммерческих организаций, оказывающих помощь лицам без определённого места жительства.

Идеи, высказанные Екатериной Юрьевной, поддержал и второй докладчик - Аксенов Павел Герадьевич, директор Фонда «САМЮ Сосьяль Москва». Эта организация была создана в 1998 году, и на сегодняшний день она имеет представительства в Европе, Африке, Латинской Америке, на Ближнем Востоке. Опыт «САМЮ сосьяль Москва» Павел Герадьевич отразил в своем докладе «Бездомность: предпосылки и концепция социально-психологической помощи Фонда «САМЮ  Сосьяль Москва».

Об опыте работы НКО говорил и Сосинский Эмиль Валериевич, руководитель Межрегиональной общественной организации социальной адаптации лиц без определенного места жительства «Дом трудолюбия "Ной"». Эмиль Валериевич рассказал о 20-летней работе в Московском регионе по адаптации лиц без определенного места жительства, социальному и юридическому сопровождению, организации временного проживания граждан.

Участие в конференции приняли представители государственного сектора. Одной из наиболее известных организаций является Государственное казенное учреждение «Центр социальной адаптации имени Е.П.Глинки». Петряник Дмитрий Николаевич, зав. отделением мобильных бригад «Социальный патруль» рассказал о системе государственной поддержки бездомных. Дмитрий Николаевич представил видеоролик с кадрами из жизни учреждения и его подопечных, а также о работе мобильных бригад, которые оказывают помощь бездомным непосредственно в местах их нахождения.

Одним из докладов, вызвавших наибольший интерес слушателей, стало выступление Чирука Андрея Альбертовича, GR-специалиста благотворительной организации «Ночлежка», являющейся одной из самых известных на сегодняшний день организаций по работе с бездомными, которая начала свою деятельность в Санкт-Петербурге в 1990 году.

«Ночлежка» ведет не только практическую работу, но и занимается изучением и обобщением накопленного опыта. Андрей Альбертович рассказал о проведенных организацией исследованиях причин бездомности и работе с бездомными.

На конференции также выступили Митрофаненко Валерий Валентинович, координатор Движения Добровольцев Ставрополья, координатор Ассоциации Добровольческих Движений Кавказа, международный эксперт детского фонда ООН «ЮНИСЕФ», который рассказал о выстраивании общественно-государственной системы социальной поддержки людей БОМЖ в Ставропольском крае, и Микаелян Алена Артуровна, волонтер Объединения евангельских церквей в помощи людям, попавшим в трудную жизненную ситуацию, темой доклада которой стал опыт объединения христианских церквей г. Москвы для помощи бездомным.

Научная дискуссия участников секции позволила выявить основные триггеры формирования и воспроизведения бездомности:

  1. Несовершенство механизмов регистрации бездомных, влекущее проблемы реализации прав таких лиц на пенсионное обеспечение, охрану здоровья и получение медицинской помощи;
  2. Длительный процесс восстановления документов, удостоверяющих личность, и подтверждающих право человека на получение медицинской помощи, льгот, пользования общественной инфраструктурой;
  3. Высокий размер государственных пошлин при оформлении и восстановлении документов;
  4. Трудности со сбором данных для установления личности бездомных;
  5. Недостатки статистического учета в сфере бездомности;
  6. Трудности в сфере проведения количественных социологических исследований бездомности;
  7. Проблемы межведомственного взаимодействия организаций социальной защиты, здравоохранения, образования, пенитенциарной системы;
  8. Дистанцирование общества от проблем бездомности, дискриминация и социальная эксклюзия бездомных, подчеркивание изолированности и замкнутости группы бездомных, имеющих свою субкультуру, не принимаемую обществом;
  9. Недостаточность профилактической работы с лицами из групп риска по бездомности;
  10. Несовершенство нормативно-правовой базы по организации работы стационарных и нестационарных организаций, оказывающих социальные услуги бездомным и их социальному окружению;
  11. Недостаток квалифицированных специалистов, прошедших специальную подготовку в сфере работы с бездомными.

Участники секции пришли к следующим выводам:

  1. Необходимо изменение действующей системы регистрации бездомных, упрощение ее при обращении бездомных в отделения пенсионного фонда, медицинские и социальные организации.
  2. Необходимо введение особого порядка восстановления документов бездомных при обращении за медицинской и социальной помощью.
  3. Государственные пошлины при оформлении и восстановлении документов бездомных должны иметь механизм отсроченной оплаты или гибкого снижения вплоть до нулевого, если уплата пошлины влияет на возможность получения помощи;
  4. Необходимо внедрение системы хранения отпечатков пальцев бездомных и лиц из групп риска по бездомности для оперативного установления личности бездомных;
  5. Требуется пересмотр правил статистического учета в сфере бездомности с уточнением понятия «бездомный» и внедрения системы классификации типов бездомности;
  6. Количественные социологические исследования бездомности должны сочетаться с качественными методами;
  7. Необходимы специальные регламентирующие документы в сфере межведомственного взаимодействия организаций социальной защиты, здравоохранения, образования, пенитенциарной системы;
  8. Необходима последовательная систематическая работа по повышению толерантности общества к бездомным, в т.ч. путем информирования граждан о причинах формирования и воспроизведения бездомности;
  9. Необходимо развитие систем первичной, вторичной и третичной профилактики бездомности, особенно среди лиц из групп риска;
  10. Необходим анализ имеющейся нормативно-правовой базы и ее доработка в части организации работы стационарных и нестационарных организаций, оказывающих социальные услуги бездомным и их социальному окружению;
  11. Необходимо включение специальных модулей/тем/дисциплин в программы подготовки специалистов различного профиля (специалистов по социальной работе и социальных работников, психологов, юристов, медиков, специалистов по культурно-досуговой деятельности и др.), в том числе специалистов некоммерческих организаций.

Стоит отметить, что все докладчики сошлись в едином мнении – бездомность как социально значимая проблема требует межведомственного и системного подхода на уровне государства, при котором возрастает важность работы социальных учреждений. Необходимо проведение масштабных качественных исследований на территории Российской Федерации и конкретных регионах, имеющих положительный опыт управления механизмами формирования и воспроизведения бездомности.

Заслушав экспертное мнение ученых, исследователей и практиков из разных регионов России были сформированы рекомендации для органов исполнительной власти и профильных организаций:

  1. Правительству Российской Федерации рассмотреть возможность создания Национального проекта помощи бездомным и профилактики бездомности.
  2. Министерству здравоохранения Российской Федерации внести соответствующие коррективы в части оказания паллиативного ухода и направления работы гериатрических центров.
  3. Министерству науки и высшего образования Российской Федерации мотивировать вузы к внедрению специальных дисциплин, связанных с развитием у студентов необходимых компетенций для работы с бездомными.
  4. Министерству внутренних дел внести соответствующие коррективы в части организации регистрации, учета восстановления документов бездомных граждан, предусмотреть возможность снижения размера пошлин при восстановлении документов, а также внедрить систему взятия и хранения отпечатков пальцев бездомных.
  5. Министерству цифрового развития, связи и массовых коммуникаций поручить региональным средствам массовой информации проводить информационное освещение проблем бездомности, направленное на разрушение стереотипов о бездомных.
  6. Министерству труда и социальной защиты и Министерству здравоохранения упростить порядок оказания услуг гражданам, не имеющим документов или регистрации.
  7. Росстату пересмотреть методологию ведения учета бездомных граждан на основе типологии FEANTSA.
  8. Региональным органам власти обеспечить разработку и принятие регламентов межведомственного взаимодействия в сфере решения проблем бездомности;
  9. Региональным министерствам социального профиля обеспечить дополнение нормативно-правовых актов и развитие систем первичной, вторичной и третичной профилактики бездомности на территориальном уровне.
  10. Научно-исследовательским организациям, вузам использовать микс-дизайны исследований с акцентом на качественные методы.
  11. Российскому государственному социальному университету обеспечить ежегодное проведение научных мероприятий в сфере изучения бездомности.

Факультет социальной работы РГСУ благодарит всех спикеров секции и участников дискуссии за плодотворную совместную работу.

Источник: РГСУ



Кто на сайте

Сейчас 453 гостей и ни одного зарегистрированного пользователя на сайте

© 2024 ГКУ ЦСА имени Е.П. Глинки

ДЕПАРТАМЕНТ ТРУДА И СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ НАСЕЛЕНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ

+++ Design by IT-CSA +++
Для того, чтобы мы могли качественно предоставить Вам услуги, мы используем cookies, которые сохраняются на Вашем компьютере. Нажимая СОГЛАСЕН, Вы подтверждаете то, что Вы проинформированы об использовании cookies на нашем сайте. Отключить cookies Вы можете в настройках своего браузера.